Среда, 08.05.2024, 18:00Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход


Директор Усачева Людмила Егоровна

» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [124]

» Мы учавствуем
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского

» Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 92

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Дорогу осилит идущий
Проблемы детей на сегодняшний день остается актуальной – классической, а проблема детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) можно возводить в «n» степень, но решать проблемы надо, и они – решаемы. Это подтвердила межрегиональная научно-практическая конференция «Перспективы развития туристско-краеведческой деятельности как метода реабилитации, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», инициатором проведения которой выступили: благотворительный фонд «Клуб «Приключение» (директор Д.И.Шпаро), ГОУ Центр дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» (директор М.Д.Шпаро), Департамент образования г.Москвы (руководитель О.Н.Ларионова), ГОУ «Команда», Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей МОРФ (директор А,А. Левицкая), Департамент науки, инновационной политики и образования Минспортуризма (директор С.П. Евсеев), Российский Государственный социальный университет (ректор, академик В.И. Жуков).
В ходе конференции (26 - 28 февраля 2010 года) были рассмотрены вопросы научно-методического, социально-психологического и медицинского обеспечения туристско-краеведческой и спортивно-оздоровительной деятельности с детьми ограниченных возможностей (далее ОВЗ) в системе дополнительного образования. Были представлены интересные формы и методы туристско-краеведческой и спортивно-оздоровительной работы региональных образовательных учреждений; обсуждались вопросы подготовки кадров.
В конференции приняли участие представители 19 регионов страны: руководители, специалисты и педагоги высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования детей туристко-краеведческой, спортивно – оздоровительной, социально-педагогической направленности, специалисты специальных (коррекционных) образовательных учреждений, адаптивной физической культуры, специалисты психологи, представители СМИ.
Каждый участник в своем выступлении предложил интересные формы работы, которые помогают решать проблемы детей ОВЗ, особенно детей с инвалидностью. Так, например, Еремина Н.С. руководитель программы Регионального благотворительного общественного фонда содействия в сфере пропаганды здорового образа жизни создали фонд «Качества жизни» и при поддержке Правительства Москвы выступил инициатором и разработчиком программы «Мосты в природу». Проект стартовал в 2007 году и продолжается по настоящее время. Место проведения - Воробьевы горы. За это время проведено около 200 экскурсий, в которых приняли участие 3,5 тыс. детей с различной патологией, детей–инвалидов на инвалидных колясках, с недостатками зрения и слуха, имеющих другие нарушения здоровья.
Передвижение по экологической тропе в природных парках и заказниках Москвы, помогает детям приобрести навыки, способствующие реабилитации и расширить границы мира, что дает ребенку ощущение полноты жизни. Объекты живой природы, которые встречаются в естественной среде обитания, - способны разжечь в ребенке жгучий интерес и азарт естествоиспытателя. Дает ему сильные мотивации для преодоления своего недуга. Природные территории «предлагают» ребенку естественные препятствия для тренировки вестибулярного аппарата, координации движений, развития двигательной активности.
Это дает почувствовать ребенку себя вполне нормальным человеком, ничем не отличающимся от здоровых детей. Трудности, с которыми они встречаются на природе, будучи лишь со своими товарищами и инструктором, приводит их к ситуациям взаимопомощи и поддержки друг друга. Это главный шаг социализации детей и подростков.
Гюльнара Сахимбзадаева, менеджер благотворительной программы Благотворительного фонда им. В.Л. Засова из Уфы, рассказала о том, что дети с ДЦП в трудных условиях похода отрабатывали навыки движения по крутым склонам, узким тропам, через быстрые ручьи и даже по бревну. То есть все эти умения, у ребенка, который тратит энергию на движение в 20 раз больше чем у здорового человека, в дальнейшем в городски условиях способствовали появлению уверенности и способности к адаптации быстрее, нежели без занятий туризмом.
Не менее интересен опыт в Оренбургской области.
Государственное учреждение дополнительного образования детей «Областной Центр детско-юношеского туризма и краеведения» (ОЦДЮТурК) предоставляет ребенку максимум возможностей для раскрытия потенциальных творческих способностей с учетом интересов и возможностей, оказывающих огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Одним из действенных методов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями являются занятия туризмом и краеведением. Именно в туристско-краеведческой деятельности создаются оптимальные условия для самореализации современного ребенка. Для детей с ограниченными возможностями – это основная, если не единственная возможность получения жизненно важных навыков и допрофессиональной подготовки.
В связи со злободневностью проблемы работа ОЦДЮТурК с детьми, проживающими и обучающимися в специальных общеобразовательных школах-интернатах и детских домах Оренбургской области, началась в 2001 году с проведения областных туристских слетов среди воспитанников детских домов и школ-интернатов всех типов и видов. Целями и задачами слетов являются:
• использование туризма как средства воспитания патриотизма, укрепления здоровья, метода развития социальной адаптивности воспитанников для формирования умения реализоваться во внешних контактах, в социуме;
• популяризация туристско-краеведческой деятельности среди воспитанников
детских домов и школ-интернатов;
• повышение туристского мастерства;
• реализация соревновательного элемента как повышение жизненной
активности воспитанников;
• выполнение спортивных нормативов по спортивному туризму и спортивному
ориентированию.
Важная составная часть массовой работы по туризму - организация и проведение туристских слетов и соревнований. Туристские слеты и проводимые в их программе соревнования и конкурсы преследуют различные цели и решают разнообразные задачи. Программа туристского слета включает две группы мероприятий: культурно-массовые и спортивные.
Первую группу составляют: творческие конкурсы (краеведения, туристской песни, художественной самодеятельности, поваров, бивака, эмблем, поделок из природного материала).
Ко второй группе относятся спортивные соревнования (по пешеходному туристскому многоборью 1 класса и по спортивному ориентированию).
В зависимости от уровня подготовленности участников, а также опыта судей - постановщиков дистанций программа соревнований на слете может включать самые разнообразные виды.
Наблюдения показывают, что при проведении слетов на детей-инвалидов благотворно влияют следующие факторы:
1. Оздоровительное воздействие природной среды и активности на свежем воздухе.
2. Изменение социальной ситуации развития:
- выход из "четырех стен"; кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения;
- изменение социальной роли юного туриста (переход из роли опекаемого объекта воздействия, в роль активного субъекта взаимодействия);
- многодневное нахождение в коллективе, состоящего из разных по социальному статусу детей;
- изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей.
3. Повышение жизненного потенциала:
- приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений;
- расширение среды обитания (в плане освоения новых природных условий и новых видов жизнедеятельности).
За годы, прошедшие с начала проведения туристских слетов, в них приняло участие более трех тысяч детей с ограниченными возможностями, которым была предоставлена возможность для активных действий и налаживания контактов со сверстниками и взрослыми, расширения своего кругозора.
Поездка на туристический слет воспринимается детьми-инвалидами как радостное и долгожданное событие в их однообразной, небогатой событиями жизни. Оказавшись в другой обстановке среди таких же сверстников из других территорий и здоровыми детьми, юные туристы с ограниченными возможностями чувствуют себя избранными. Ребята почти никого не знают, когда приезжают на областной слет, но уже через день они узнают друг друга ближе. Проводится столько много разных мероприятий по воспитанию личности через коллектив, что для всех становится их личным девизом девиз слета «Один за всех – все за одного!».
На слетах дети вплотную знакомятся с туристским бытом и азами туристских навыков. Все участники слета живут в палатках. Организация быта - также забота самих детей. Разжигание костра, заготовка дров, воды, приготовление пищи, уборка территории бивака являются обязательной составляющей жизни полевого лагеря.
Благодаря четкой организации режима дня дети легко преодолевают адаптационный период; ровный ритм, максимальная загруженность не позволяют ребятам скучать.
На слете проводится целенаправленная работа по формированию у детей познавательных потребностей, стремления к активному образу жизни, раскрытию потенциала развития, несмотря на имеющиеся ограничения возможностей здоровья. Перед началом соревнований по пешеходному туризму и спортивному ориентированию для детей организовывается демонстрация прохождения технически сложных участков, а для детей с нарушением функции ориентирования во внешней среде – ознакомительное прохождение данных участков в сопровождении судейской спасательной службы.
Активная деятельность детей на слете невозможна без строгого соблюдения техники безопасности. Первое действие детей и их руководителей в лагере - ознакомление с техникой безопасности и правилами поведения на природе. Несколько раз в течение слета руководители повторяют с детьми инструктаж по технике безопасности.
Туристская полоса препятствий (или туристская эстафета) включает элементы техники, характерной для пешеходного. Например: различные виды переправ (вброд, по клади, навесная), подъемов и спусков по крутым склонам, различные способы транспортировки "пострадавшего".
Сегодня становиться возможным иной, отличный от дефектологического, подход к организации развивающей деятельности в образовательном пространстве без акцента на особенности ребенка.
Одно из важнейших социальных направлений – реабилитация и социальная адаптация детей – инвалидов (детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития, заболеванием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, внутренними заболеваниями) средствами туризма и краеведения.
Таким образом, при работе с детьми – инвалидами учитывается три фактора снижения социальной активности – медицинский фактор, психофизиологические причины (особенности психики, мировоззрения, воспитания, поведения), социальная среда, в которой находится ребенок.
В совокупности с множеством других факторов (средства массовой информации, улица, досуг, друзья, родственники, друзья) это способствует индивидуализации ребенка с нарушением развития. При этом, следовательно, решаются задачи социальной реабилитации.
Не закостенелая, а подвижная, эта система создает условия для успешного развития ребенка через свободный и творческий подход к своей жизнедеятельности. Активное творчество способствует раскрытию потенциала ребенка и приоткрывает горизонты будущего. Лечение, реабилитация, оздоровление не прекращаются на всем пути и идут параллельно с общим и дополнительном образованием. Дополнительное образование помогает приобрести дальнейшее допрофессиональное образование детей.
Сегодня в Оренбургской области активно развивается туристско-краеведческое движение детей с ограниченными возможностями в городах Абдулино, Бугуруслан, Оренбург, Орск, Сорочинск, Оренбургском, Соль-Илецком и Тоцком районах.
Команда Чебеньковского детского дома Оренбургского района – победительница областного слета воспитанников детских домов и школ-интернатов приняла участие с 2004 по 2006 годы во Всероссийском слете воспитанников детских домов в Республике Карелия, показав высокие результаты по техническим соревнованиям и водному сплаву, организатором которых был клуб «Приключение», возглавляемый легендарным путешественником Д.И. Шпаро.
Более одной трети детей с ограниченными возможностями, принявших участие в областных слетах, выполнили третий разряд по пешеходному туризму, что, несомненно, повысило их социальный статус.
Важным положительным фактором туристско-краеведческой деятельности является повышение уровня жизнеспособности детей с ограниченными жизненными возможностям за счет освоения навыков жизнеобеспечения и автономного существования в условиях отрыва от цивилизации. Одним словом, туристический слет является важным аспектом в социализации детей.
Категория: Мои статьи | Добавил: turist (13.03.2010)
Просмотров: 941 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Поиск


Copyright MyCorp © 2024