Во славу Отечества... Основные направления гражданско - патриотического воспитания. Во все времена выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращали свои взоры к молодому поколению. Они понимали, что успех задуманного во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически настроенных государевых людей. В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Патриотическое воспитание — это формирование в ребенке приверженности к важнейшим духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию. Чтобы подойти к сути направлений самого процесса гражданско- патриотического воспитания, необходимо определиться, на чем оно будет базироваться. Вера в Россию, в ее будущеё - эта основа, краеугольный камень всей системы гражданско- патриотического воспитания. Каковы же направления этой сложной и ответственной работы? К ним относятся: военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; нациоиально-патриотическое воспитание; гражданское воспитание; граждансхо-патриотическое воспитание. Какой же смысл вкладывается в эти понятия. Военно-патриотическое воспитание — это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение славных воинских традиций. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит ими пренебрегать. Национально-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой (пусть даже очень маленький) народ. Гражданское воспитание - это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Помните, у Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родины свято. Гражданско – патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении в современных условиях затруднена из-за несовершенства нормативно-правовой базы государства. К сожалению, до сих пор не принят закон о «Молодежной политике», не работают отдельные положения других законов, затрагивающие интересы молодых. По мнению социологов, гражданско - патриотическое воспитание возможно при условии, если 80% молодежи устраивают законы, которые приняты в государстве. В российском обществе заметно повышение общественного статуса воспитания. Сложившееся в настоящее время положение требует более активных и действенных мер государства, системы образования, всего общества по воспитанию у детей и молодежи качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения. Общество нуждается в новом уровне сотрудничества в деле воспитания детей и молодежи государства, семьи, церкви и других традиционных религиозных организаций народов России, политических партий, общественных объединений, средств массовой информации. Совместными усилиями государства и общества должны быть восстановлены и развиты инфраструктуры детства: клубы, центры, детские комнаты, площадки, кинотеатры, туристические станции, студии и т. п. Молодые россияне должны обучаться обращению с государственными символами (герб, флаг, гимн), государственными реликвиями и общенациональными святынями. В деятельности всех социальных институтов воспитания необходимо отдавать приоритет содержанию и методикам воспитания, направленные на высокие духовные образцы личностного развития в противовес пропаганде бездуховности, безнравственности, цинизма, асоциального поведения и приспособленчества. Исходя из требований сегодняшнего дня, педагогам, работающим в этом направлении, следует воспользоваться всем арсеналом массовых форм работы, которые предлагаются в данном пособии. |